real2me (real2me) wrote,
real2me
real2me

Categories:

Gamification

Геймификации сильно не повезло с названием. Русское ухо сразу настораживается и понимает, что хорошее дело так точно не назовут. Между тем, хотя лучшего названия пока не придумано, вещь неплохая — и, если честно, не новая. Попытки подсластить рутинные, неприятные или даже опасные занятия с помощью игровых механик существуют давно, возможно, столько же, сколько сами эти занятия. Просто сравнительно недавно эта штука выделилась в отдельную прикладную дисциплину и обзавелась названием.


Самые известные примеры того, что сегодня можно назвать геймификацией (по-русски можно было бы неловко назвать “игрование” или “забавление”), это титулы и звания, медали и грамоты, ордена, коллекции, трофеи и сувениры. Все эти привычные нам вещи и понятия призваны мотивировать людей делать трудную, не всегда интересную, а порой просто смертельно опасную работу — в обмен на что-то иллюзорное вроде туземных бус. Иногда обладание такими “бусами” дает дополнительные материальные и статусные бонусы, но нередко они являются вещью в себе и ценны только для тех, кто разбирается.


Сегодня существует немало статей и тренингов, посвященных геймификации работы групп и даже целых предприятий. Часть методов (например, соревнования между продажниками) используются почти повсеместно сами по себе, без того, чтобы называть это как-то специально.


Мне же интереснее рассказать об использовании игр при общении с детьми, а точнее, при попытках добиться от них чего-то, что они делать не любят или не хотят. Какие еще есть варианты? Давление, манипуляции или подкуп. И хотя применение игр потребует от родителя некоторых усилий и изменения шаблонов поведения, результат кажется достаточно интересным: вместо того, чтобы подавлять ребенка или вступать с ним в товарно-денежные отношения, у вас появляется возможность неплохо провести время вместе — и быстрее получить нужный результат.


Чтобы что-то стало интересной игрой, нужно выполнить несколько условий:


  1. У игры должны быть правила. Правила, которые определяют успех и поражение, ограничивают действия и определяют игру. Не все правила должны быть досконально продуманы заранее, более того, часть правил может придумать сам ребенок, если ему понравится.

  2. У игры должен быть выигрыш или приз. Лучше, чтобы их было много, но должен быть как минимум один, обозначающий окончательную победу. Опытному игроку достаточно будет явного признания, что он победил, но начинающим не вредно вручить что-то в руки. Вообще, чем осязаемее ощущение победы, тем лучше.

  3. Чтобы быть успешной, игра должна быть добровольной и приятной для участников. Если игра или часть ее правил навязывается, очарование игры резко меркнет и она превращается в извращенную пытку, в давление или подкуп.



Если с этими условиями все понятно, осталось определиться:


- Есть ли в этой игре ходы, или игроки могут действовать одновременно?
- Есть ли промежуточные цели или только одна, окончательная?
- Есть ли ограничение по времени?
- Есть ли другие игроки, кроме ребенка, играют ли они за или против него?
- Есть ли в игре элемент соревнования?


И немного реальных примеров.

Суп.
Алиса не очень любит есть суп. Если дать ей выбор, она предпочтет что-то другое. Поскольку этим “другим” слишком часто становятся макароны, приходится превращать поедание супа в игру. Ранние варианты суповых игр включали напоминания о том, что ложку нужно набирать и класть в рот, а потом Алисе выдавалась бумажная медаль. Иногда, если ложка замирала слишком надолго, какая-то игрушка пробовала украсть ложку или суп. Потом задание съесть суп стал давать живот Алисы, звонивший ей перед едой, и просивший ее помощи. В последнее время суп поедается как часть секретной миссии по спасению одной из игрушек. Иногда суп поедается на время, иногда каждая ложка супа перемещает фишку игрока по игровому полю — или вдоль линейки. Иногда суп нужно есть, чтобы научить есть суп игрушку, которая этого по условиям игры не умеет и делает неправильно.


Плюс применения игр в том, что суп съедается быстро и Алиса заканчивает еду с ощущением радости и победы. Все довольны друг другом и могут заниматься другими делами.


Минус такого подхода в том, что не все хотят устраивать из еды игру, и, фактически, Алиса ест суп только при мне.


Витамины и невкусные лекарства.
В нашем детстве слова “вкусный” и “лекарство” практически не встречались и были скорее антонимами. Сейчас многие лекарства стали вкусными, но дети все равно не очень любят принимать их вообще или хотя бы регулярно. Простейшая игра в том, чтобы буквально подсластить пилюлю — лекарство дается между кусочками банана или персика. Более сложные варианты поясняют, кому и зачем нужно, чтобы лекарство было съедено, и тогда внутренние органы могут рассказывать свои истории и просить о помощи — или враги могут стараться помешать выполнить задание.


Прописи
Некоторые буквы или цифры даются сложнее. Помогает, если вместе с Алисой на урок приходят ее игрушки, и у некоторых получается лучше, а у других — гораздо хуже, чем у нее. Иногда игрушки специально утрируют ее ошибки, и просят ее помощи, чтобы их исправить. Иногда Алисе дается роль учителя, а игрушки наоборот ничего не знают и не умеют, дурачатся и все делают неправильно.


Лучше не говорить “сейчас мы сыграем с тобой в игру” — а сразу начать ее: с ребенком может “заговорить” игрушка, может прийти письмо, может случиться что-то необычное, что привлечет его внимание. Хорошо периодически менять правила или игры целиком. Если вам понравится, это будет происходить стихийно.


Игра — это почти единственное, что люди делают с удовольствием. Даже если дело выглядит очень серьезным и совершенно не игрушечным, где-то есть правила и награды, ходы и команды, стратегии и уловки, победители и проигравшие. Играть в явные веселые игры, приводящие к быстрому результату часто лучше, чем в неявные, разрушительные и грустные. Почему бы не попробовать?
Tags: Креативная тяга, Про
Subscribe

  • Новый новый год - 7

    Краткое содержание предыдущих шести лет можно прочесть здесь: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 2020-й год делает все, чтобы запомниться. Это мой…

  • Новый новый год - 6

    Краткое содержание предыдущих четырех лет можно прочесть здесь: 1, 2, 3, 4, 5. Привычки редко покидают нас навсегда. Чаще они либо…

  • Новый новый год - 5

    Краткое содержание предыдущих четырех лет можно прочесть здесь: 1, 2, 3, 4 Пока я готовился писать отчет про этот год, меня постоянно посещала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments